Термины

В госдуме предложили повысить зарплату учителям. Актуальные новости об уровне зарплаты учителей О повышении зарплаты учителей

В обществе всегда было неоднозначное мнение относительно профессии педагога. С одной стороны, учитель и другой педагогический сотрудник – это высокообразованный компетентный профессионал, любящий свое дело и желающий передать свой багаж знаний более молодому поколению. Другое дело, что материальное положение таких работников всегда находиться не на высоком уровне, что влияет на престижность такой профессии и желание молодежи получать такую профессию. Конечно, правительство страны в курсе такой ситуации и периодически заявляет о желании кардинально изменить ситуацию, повысить престижность преподавания, как в школах, так и в высших учебных заведениях. Но, к сожалению, не всегда такая инициатива вводится в действие. И дальше мы поговорим о таком вопросе, как повышение зарплаты учителям в 2019 году в России; последние новости обсудим.

Оценка реального состояния педагогической сферы деятельности

Ни для кого не секрет, что профессия обычного учителя в школе уже давно не привлекает молодежь, поскольку все прекрасно понимают, что перспектив развития в данной профессии нет. И связано это не с тем, что кто-то лучше, кто-то хуже, а просто потому, что зарплата учителей не позволяет не то, что развиваться, а просто даже нормально жить. Если внимательно почитать разнообразные сводки и новости, то везде говорится о том, что средняя зарплата учителя составляет 20 000 рублей в месяц. Но это средний показатель. Кто-то получает 30, а кто-то 10, в итоге имеем усредненную цифру в 20 тыс. рублей.
По статистическим данным в среднем по России в 2017 году наблюдались такие показатели заработной платы:

  • Педагоги высших учебных заведений смогли заработать в среднем 35 000 рублей в месяц;
  • Учителя общеобразовательных школ имеют зарплату на уровне 27500 рублей;
  • Воспитатели дошкольных учреждений, то есть воспитатели детских садов, в среднем получали 25 000 рублей.

При этом нет статистической информации по заработной плате нянечек, которые также не меньше принимают участие в воспитании малышей, но обычно получают намного меньшую оплату труда. Здесь нет статистики по мастерам профессиональных училищ и т.д. Но несмотря на это, многие могут удивиться и сказать, что ситуация не так плоха, как кажется. Ведь зарплата для региона в 25-35 тыс. рублей – это нормально, при рациональном использовании ресурсов.
Также не стоит забывать и о статистических расчетах, которые во внимание берут все: и зарплаты частных школ, и зарплаты государственных учреждений. Конечно, судить о ситуации по этим данным очень сложно.
Зарплата педагога любого ранга зависит от многих показателей, в том числе и от конкретного региона проживания. В Москве и области зарплата учителя будет выше, чем заработная плата того же учителя в небольшом селе или районе. Кроме того, зарплата педагога всегда состояла из множества доплат к основному докладу:

  1. Это доплата за стаж, то есть за выслугу лет;
  2. Надбавки за классное руководство;
  3. Доплата за обучение в конкретном регионе;
  4. Другие виды доплат.

То есть нам статистика дает усредненные показатели с учетом всех видов надбавок и премий, но, когда на работу приходит молодой специалист, то ему по закону не положены такие надбавки. Он получает исключительно «голый» оклад. Также не стоит забывать и о таком показателе, как нагрузка. Как бы много не хотел заработать учитель в школе, он не может получать оплату труда больше, чем положено ему нагрузкой. Нагрузка зависит в основном от такого показателя как численность учеников. И здесь существует прямая зависимость: сколько же учеников в селе и, например, столице. Поэтому и имеем такую разницу: по итогам 2017 года в Москве средняя зарплата учителя составляла 58780 рублей, а в селе – 9000 рублей.
В итоге получаем такую ситуацию, когда в селе и маленьких поселках нет молодых преподавателей. Да и в крупных городах наблюдается тенденция, когда учителями работают исключительно люди пенсионного возраста, которые трудятся исключительно по призванию. Если же кто-то и решает поступать на педагогический факультет университета, то не всегда из добрых побуждений.

За последние годы наблюдается такая тенденция: в педагогические ВУЗы идут те, кто очень плохо сдал ЕГЭ и не может поступить по его результатам в более престижные университеты и на более высокооплачиваемые специальности.

Будет ли повышение в 2018

Правительством объявлено, что учителей в 2019 году ждет достаточно хорошее повышение зарплат, которое будет трудно не заметить. Напомним, что ранее Владимиром Путиным было анонсировано повышение зарплат, которое должно было кардинально повысить престижность данной профессии. По заявлениям Президента к 2019 году каждый учитель должен был в среднем получать на 200% больше, чем среднестатистический гражданин его региона. Кроме того, зарплата по отношению к 2012 году должна была увеличиться на 150%. Если бы заявленные обещания были выполнены, то конечно учителя смогли бы быть довольны своим уровнем оплаты труда. Но, к сожалению, пока ситуация не такая радужная, как хотелось.
Многие представители власти вообще заявляют о том, что в бюджете нет средств на то, чтобы кардинально изменить ситуацию в данной сфере. Для того, чтобы учителя ощутили повышение и смогли получить приличные прибавки к окладу, необходимо откуда-то забрать средства, то есть произвести некое перераспределение. Необходимо будет отказаться от текущего ремонта классов, от закупки нового оборудования и т.д. Но тогда пострадают сами ученики. И получается, что в стране замкнутый круг.
При этом все равно такие вот обещания частично были выполнены, и уже с 1 января 2019 года учителя смогут ощутить некоторое повышение к своим окладам.

Коэффициент разброса

Одно из самых главных новшеств, которое изменит уровень заработных плат учителей в 2019 году, станет коэффициент разброса. Что это значит: это значит, что заработная плата обычного учителя школы и его руководства, то есть директора, будут зависимы друг от друга.

В законе установлена строгая пропорция, которая не позволяет превышение оклада руководящих должностей более, чем в 4 раза от окладов обычных сотрудников первого звена.

Например, если в школе учитель будет получать 10000 рублей, то директор данной школы в априори не сможет начислить зарплату себе более 40000 рублей.

Также вводиться и другая пропорция между другим штатом сотрудников. Но вопрос относительно данных пропорций остается открытым. Относительно школы, то пока известны три категории учителей, которые могут быть в школе:

  • Учитель. Это тот сотрудник, который пришел на работу после окончания университета и еще не проходит никакого повышения квалификации. Это своего рода самая низкая ступень карьерной лестницы.
  • Старший учитель. Интересно то, что старшим учителем может стать не каждый, даже после долгой работы. Надбавку за такой рейтинг в 2019 году можно будет получить только в том случае, если учитель будет принимать активное участие в разработке определенных программ образования.
  • Ведущий учитель. Самая последняя ступень карьерной лестницы в градации учительской работы. Получить ведущего можно только в том случае, если сам преподаватель стал ответственным за организацию и координацию работы других учителей.

Но пока узнать официальную информацию относительно того, какие надбавки положены за каждую категорию, невозможно. Это информация закрыта для общего доступа или пока вообще нет представления о том, как будет осуществлено повышение зарплат в соответствии с данной классификацией.
Еще одним новшеством, которое принято с целью увеличения зарплаты является внедрение независимой оценки педагогического работника.

По принятому закону каждый учитель уже в 2019 году сможет прийти независимый экзамен и по итогу прохождения получить подтверждающий данную процедуру документ. Если свидетельство будет на руках, то чисто теоретически педагог может потребовать от руководства очередное повышение.

Но опять, вопрос достаточно спорный. Школы или другое учебное заведение – это бюджетная организация, на которое выделено определенное финансирование из регионального и федерального бюджетов. Если даже директор школы захочет повысить своему сотруднику оплату труда, то где ему взять средства на такое повышение? Вопрос остается открытым.
К сожалению, к таким новшествам очень скептически относятся педагогические сотрудники. Они считают, что все принятые меры разработаны только доля того, чтобы теперь стало намного сложнее получить надбавки и премирование. Но время покажет, что и как будет.

Относительно официальных данных по поводу повышения зарплат учителям, то на данный момент известно следующее: с 1 января 2018 года все зарплаты учителей будут проиндексированы на 4%.

Именно такой размер является официальным. Если учитывать тот факт, что по статистическим данным средняя зарплата учителя в Российской Федерации составляет 20 000 рублей, то повышение будет в размере 1200 рублей. Но опять, это все усредненные данные. Если учитель села получает зарплату 9000, то тогда он получит повышение в размере 360 рублей. На что хватит таких денег, вопрос сложный.
Не стоит ведь забывать и о том, что учителя в школах, а больше всего педагоги в ВУЗах, должны участвовать в конференциях, печать результаты своих научных исследования и т.д. А это все не бесплатно. Уже сейчас многие жалуются на то, что их работа превращается в хобби, которое не приносит дохода. Многие педагоги или работают уже давно в этой сфере, или имеют дополнительный источник заработка. Но то, что жить только на зарплату учителя, трудно остается неоспоримым фактом.

13 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Доход учителей на сегодняшний день находится на среднем уровне. После того, как в стране наступил экономический кризис, финансовая сторона учителей только ухудшилась. Примерная заработная плата учителей общеобразовательных школьных учреждений на сегодняшний день составляет 20 000 рублей.

Если же взять во внимание небольшие населенные пункты, то там преподаватели получают не больше 15 000 рублей. Согласно майским указам, оплата труда сотрудников школьных учреждений будет повышена.

Программа повышения зарплаты учителей

В период с 2012 года по 2018 год, следуя программе, по ее окончании повышение заработной платы должно быть на 150%. После того как указ вступил в силу, была проведена начальная индексация. На повышение доходов бюджетных сотрудников государство выделило огромную сумму из бюджета.

Но далее все резко остановилось. Из-за сложной экономической ситуации выполнения поручений президента были приостановлены. В стране перестали проводить индексацию. Спустя какое-то время данную процедуру возобновили, но проводили ее частично.

В этом году индексация проведена в полном объеме на 5,5%. Индексация достигла уровня 6%.Основная цель индексирования - покрытие повышения стоимости продуктов питания и коммунальных услуг. Даже с таким поворотом событий заработная плата не станет значительно больше. В 2017 году правительством введена система «эффективные контракты». Они же и будут являться трудовыми договорами.

Одни из самых главных факторов, которые указаны в документах - это качество и эффективность работы, а также должностные обязанности. Оплата труда будет во многом зависеть от отдачи сотрудника, его ответственности и трудолюбия.По правилам и новым порядкам, высокая заработная плата будет начисляться только тем сотрудникам, которые будут с серьезностью подходить к своей работе и стремиться к совершенству.

Повышение окладов учителям осуществляется с целью мотивации педагогов к повышению квалификации, а именно: защита диссертаций, написание научных работ, а также получение новых академических званий. В обычных школах заработная плата учителей останется не такой высокой.

Как менялась зарплата в последние годы?

Чтобы оценить качество образования, необходимо знать и определить качество учителей. Авторитетность учительской профессии в стране постоянно растет. Это доказывает рост заработных плат и введение новых подходных путей к профессиональной подготовке. За последние 3 года оплата труда педагогов выросла практически в 2 раза.

Реальные цифры и расчет зарплаты

Размер доходов учительского контингента зависит от многих факторов. Одним из них является регион работы того или иного гражданина. На первом месте стоят такие регионы, как Ненецкий Автономный округ, Магаданская область и Ханты-Мансийск.

Преподаватели там получают самые высокие зарплаты по стране. Минимальные оклады зафиксированы в Мордовии, Карачаево-Черкесской Республике и Дагестане. По данным за 2016 год, средний уровень заработной платы порядком выше, чем средняя оплата по этим регионам. Данная ситуация происходит не везде.

К примеру, в Курске зарплата учителя меньше среднего оклада педагога. В Москве оклад учителя составляет 70 000 рублей. Школьный учитель в Санкт-Петербурге — на 5 000 меньше. В административных городах зарплата не превышает 44 000 рублей.

К началу 2017 года доход преподавателей не изменился. В маленьких городах работники и дальше имеют оплату труда в 15 000 рублей. Повышение заработной платы, несомненно, произойдет в 2017 году, но не более, чем на 2000 рублей. В Крыму преподаватель получает 22 000 рублей.

Размер заработной платы сотрудника напрямую зависит от следующих не маловажных факторов:

  • Особые услуги
  • Дополнительные нагрузки: работа с детьми из малообеспеченных семей
  • Классное руководство
  • Выслуга лет
  • Количество отработанных часов
  • Уровень квалификации

При внушительном стаже и опыте работы дополнительные выплаты не будут выплачиваться. Также по новой программе молодые специалисты, которые не так давно пришли в то или иное учреждения, будут получать одинаковую зарплату с педагогами.

Оклад завуча составляет 50 000 рублей каждый месяц. Что касается директора школы, то ему начисляется зарплата в размере 200 000 тысяч. Руководству школы в 2016 году оплата труда была поднята в 1,5 раза по указу государственного органа.

  • по базовой ставке;
  • по ученико-часовой оплате труда;
  • по фиксированному окладу.

Первый метод предусматривает прибавку премии к базовой ставке за проверку тетрадей, число учеников, ведение факультативов и количество учеников - призеров олимпиад и так далее.Также необходимо знать, что в ставки педагогов нередко включены и другие выплаты, а именно:

  • Стимулирующие выплаты
  • Размер оклада
  • Специальные выплаты

В их состав входят отклонения условий труда от нормы, присвоенная категория, курируемые классы в качестве классного руководителя, проведение собраний с родителями учеников, работа над учебно-методическими материалами, проверка тетрадей, заведование кабинетом.

Расчет заработной платы по фиксированному окладу предусматривается такой метод, как «Все включено». Основа - должностной оклад из расчета 36 часов работы учителя и стимулирующих выплат. Способ осуществляется с учетом новых решений и подходов в области образования, а также выполнение особо важных задач руководства.

Стаж работы также имеет огромное значение. Расчет зарплаты за отработанные часы довольно сложный процесс. Самые главные понятия в этом случае - это стимулирующая и базовая часть. Базовая часть учитывает число учеников и нагрузку.

Самые главные факторы - это участие на конкурсах, разработка учебно-методического материала, проведение научно-исследовательских работ.Для того чтобы привлечь в данную сферу деятельности все больше и больше молодых специалистов, вводятся новые системы заработной платы.

Когда случилось, что учитель начинает осуществлять свою деятельность с середины года, то фиксированная ставка за один час умножается на общий объем часов нагрузки и делится на число полных месяцев, которые остались до конца года. Чтобы рассчитать зарплату за неполный месяц, необходимо точно знать количество отработанных часов.

Что ожидать учителям в 2018 году? Майские указы

Индексация окладов работникам бюджетной сферы является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Благодаря указам президента, которые вступили в силу в мае 2012 года, заработная плата повысится на 200% сотрудникам бюджетных организаций. На первом месте на повышение оклада стоят учителя в общеобразовательных организациях и педагогов.

Надо отметить, что некоторым сотрудникам бюджетной сферы в 2018 году оклады власти должны будут повысить в связи с повышением МРОТ независимо от индексации.
С 1 мая 2018 года МРОТ сравняется с прожиточным минимумом до уровня 11 163 руб. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 23 октября 2018. Время чтения 8 мин.

Оклады педагогов всех уровней будут увеличены с начала 2019 г. на 6%, что обойдется бюджету дополнительным субсидированием в 109 077,8 млн руб. После индексации зарплата учителей средней школы достигнет 44 760 руб., педагогов, преподающих в вузах, – 93 000 руб., воспитателей дошкольного образования – 34 700 руб. С 2013 г. оплата труда педагогических работников выросла на 40-117%. На ближайшие 3 года запланирован дальнейший рост окладов на 5,4-6,6% ежегодно.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году

Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.

Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:

  • школьных учителей;
  • преподавателей и мастеров учебных заведений профессионального образований;
  • педагогов, работающих с детьми-сиротами.

Кроме этого, оплата труда не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.

На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.

Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.

Специальность Плановые показатели Фактическая з/та
По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
% 100 88,5 113 120,9 86,2
руб. 36 974 32 718 41 773 44 716 31 876
% 100 112,4 197 161 100,8
руб. 37 564 42 226 73 990 60 466 37 876
% 100 95,2 115,7 121,3 90,8
руб. 41 698 39697 48245 50580 37862
% 100 109,5 109,4 109,6 69,8
руб. 37 564 41 146 41 080 41 171 26 210
% 100 101,7 98,8 122,5
руб. 37 564 38 201 37 101 46 004
Преподаватели вузов % 200 230 230 270 137,6
руб. 75 128 87 695 87 347 101 225 51 688

Источник: Росстат

Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:

  1. Доходы от трудовой деятельности школьных учителей. Так, в Ненецком автономном округе Архангельской обл. зарплата в регионе ‒ 101 681 руб. и даже в сельской школе Ямало-Ненецкого округа – 113 826 руб. Тогда как в Дагестане педагог получает 21 389 руб., а в сельских школах Костромской обл. ‒ 24 051 руб.
  2. Оплата труда преподавателей вуза. В относительном выражении уровень доходов колеблется от 137 до 270%. Учитывая региональные коэффициенты, разбег в натуральном выражении поражает еще больше: например, в Югре педагогам высшего звена платят 162 932 руб., а в Ивановской области в вузе муниципального уровня – 45 419 руб.

Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.

Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.

Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.

В законопроекте предусмотрен планомерный на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.

На сколько повысят зарплату

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.

Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:

  • на 5,4% в 2020 г., для чего понадобится 120 млрд руб.;
  • на 6,6% в 2021 г., что потребует дополнительных ассигнований в размере около 134 млрд руб.

Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.

К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.

Когда будет повышение

Многие традиционно привязывают перерасчет окладов учителей к 1 сентября. Действительно, с начала учебного года часто проводится повышение на местном уровне. Так, в , а в Санкт-Петербурге оплату труда увеличили на 4 000 руб.

Однако целевое повышение на 2019 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.

Какой будет средняя зарплата учителей

Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.

Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.

Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.

Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.

По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34 681 44 279 47 399 33 789
Учителя общеобразовательных школ 44 760 78 429 64 094 40 149
Педагоги дополнительного образования 42 079 51 140 53 615 40 134
Мастера и преподаватели профессионального образования 43 615 43 545 43 641 27 783
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40 493 39 327 48 764
Преподаватели вузов 92 957 92 588 107 299 54 789

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

01.10.2018

Педагоги не верят данным Минпросвещения России о повышении средней зарплаты учителя до 42,2 тысячи рублей

Читаем письма, которые приходят на нашу почту [email protected] , и комментарии в социальных сетях по поводу зарплаты учителей. В последние месяцы большинство из них касались трех тем – средней зарплаты, начисления стимулирующих и разницы в оплате труда в столице и регионах.

Учителя рассказывают о своих зарплатах:

«На тему зарплаты в школе говорить запрещают »
Немало откликов получила новость о том, что ОНФ провел мониторинг, в результате которого выяснили, что каждый третий учитель в России не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли стимулирующие и компенсационные выплаты. Из-за низкого заработка и в то же время высокой нагрузки каждый пятый педагог подумывает об уходе из школы. Вот, что вы пишете, в связи с этим.

"Прочитала вашу статью про учительские зарплаты и хотела бы добавить ещё такие подробности. <...> Стимулирующие пропали полтора года назад. Сведений о зарплате вообще никаких, даже собственные расчетки год не видим.

Директор за экономию получает огромные премиальные. Ранее, в 2014 году были опубликованы зарплаты директоров всех школ района. <…> Так вот, уже в 2014 году, например, некоторые директора не очень крупных школ получали около 60 и более тысяч. Я в то время, работая на 2 ставках по первой категории, получала лишь 19-21 тысяч.

Ещё такой удивительный факт. За проведение консультаций учителю математики вообще никак не платят, при этом учитель труда получает ежемесячно около 30% (так было ранее, сейчас даже тарификацию не показывают) за работу на участке за 2 - 2,5 месяца. Причем, работает ведь она в своё же рабочее время с другими учителями, которых бесконечно выгоняют на субботники. Из-за чего получается такой перекос в оплате? Подозреваю, что причина в родственных связях ", - Наталья, Челябинская область.

"Я работаю в Свердловской области, г. Нижний Тагил. В нашей школе хорошие стимулирующие выплаты получают только те, кто является другом или родственником директора, остальные - 1,5-2 тысячи рублей. За замещения других учителей часто вообще не платят, за многие другие виды деятельности тоже, и вообще на тему зарплаты в школе говорить запрещают, многие молодые специалисты ищут себе другую работу ", - Анастасия, Нижний Тагил.

Словно в продолжение темы министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, выступая перед участниками форума "Территория смыслов на Клязьме", что молодые учителя могут повлиять на то, как именно в школе начисляются надбавки в стимулирующей части оплаты труда.

"Когда в вашей школе решается вопрос о начислении надбавок, участвуйте в этом вместе с коллективом и вашей профсоюзной организацией, изучайте закон об образовании, нормативные акты вашей школы. Вопрос о надбавках принимается коллегиально. Это не может быть единоличное решение только директора и ещё двух-трёх человек, которые есть около него, эти вопросы так не обсуждаются. У вас есть все основания, чтобы внутри своего трудового коллектива эти вопросы решать. Под лежачий камень вода не течёт. Нам очень важно, чтобы эта система "70+30" реально работала ", - сказала глава ведомства.

Наши читатели рассказали, как эта система реализуется в их школах. Например, Сергей из Владимирской области, где и проходил форум, пишет:

«Не работает этот принцип 70×30 никоим образом. К примеру, у нас во Владимирской области учителей, что обращаются к руководству с законом, стараются увольнять. Ладно мы, педагоги, найдём дополнительный заработок. Но это сказывается на качестве нашей работы, страдают дети.

Интересный механизм, вынуждающий родителей все же нам платить за образование, репетиторство. Хорош он и безотказен для учителей основных необходимых предметов, а что делать остальным - ОБЖ, труд, физкультура... И допобразование? Что самое интересное, когда заниматься со своими детьми, когда в целях должного обеспечения мы занимаемся чужими ».

Николай, учитель из Мордовии, также не согласен с министром:

"Если весь коллектив будет принимать окончательное решение, то совещание затянется до ночи и все перегрызутся. Если делегировать полномочия комиссии, то главную роль будет играть завуч, административные рычаги у нее, а потом свою Точку (цифру) поставит директор. Было раньше всё понятно: квалификация, стаж, нагрузка. Всё. Сейчас, чтобы получить хорошие стимулирующие, надо работать РАДИ СЕБЯ! Только результат. Подготовил (написал) исследовательскую работу ученику и катайся с ним по конференциям ".

"А если в классе у учительницы сидят ученики - "те ещё фрукты", и всё её достижение состоит в том, что на уроках они друг друга не поубивали и записали в тетрадку слова "классная работа", вот тогда что? Не видать ей стимулирующих? Да может она в два раза больше работает, чем учительница, выпустившая 100-балльника с хорошими задатками, из благополучной семьи и с репетитором? ", - задается вопросом Наталья из Воронежа. И судя по лайкам, которые собрал ее комментарий, этот вопрос волнует многих учителей.

«Где остальные?»

Педагоги продолжают делиться данными о своей зарплате. Тем более, что в июле губернатор Хабаровского края сообщил, что средняя зарплата учителя в регионе составила 45,4 тысячи рублей. Правда, немногие дальневосточники откликнулись на наш призыв прокомментировать слова главы региона.

"Если средняя, то нормально. Если Магадан и Бикин [самый южный город Хабаровского края] сравнить, то нормально. Плюс работа на 2-2,5 ставки ", - написал Сергей из Хабаровска.

"Ну, при работе на полторы-две ставки нормально. Вам же среднюю говорят. Никто не учитывает, что это не за 18 часов! У нас на Камчатке, по словам властей, мы вообще в шоколаде! Справедливости ради, на зарплату не жалуюсь, но это 2 ставки плюс классное руководство ", - Виктория, Камчатский край.

Ажиотаж вызвали слова Ольги Васильевой о том, что с января по июнь 2018 года средняя зарплата учителей выросла с 38,6 тысячи рублей до 42,2 тысячи рублей. Об этом министр заявила на совещании в правительстве. Новость собрала десятки комментариев, подавляющее большинство которых были… очень эмоциональными. Мы обратили внимание на отклики с конкретными суммами.

"За ставку 18 часов моя з/п составляет 7400 рублей + районный коэффициент + стимулирующие (если заработала, 20-25 рублей балл) + проверка тетрадей + северный коэффициент = 16,5 тысячи рублей. Где еще мои 18 тысяч? ", - задается вопросом Дарья, учитель сельской школы в Томской области.

"В Дагестане мы получаем 10-15 тысяч. 15 тысяч еле набираем ", - Дианна, Республика Дагестан.

"Видимо, дагестанские учителя со своей зарплатой в 15-16 тысяч живут на другой планете ", - вторит ей Альбина.

"У меня 32 часа, зарплата 14 тысяч, где остальные-то? " - пишет Алик из Адыгеи.

Не менее эмоционально была воспринята новость о том, что в Москве выплаты за классное руководство повысили до 12,5 тысячи рублей.

"Почти целая зарплата! ", "А у нас зарплата такая " – можно было прочитать в комментариях под этой информацией. Учителя считают несправедливым такой разрыв в оплате труда в столице и регионах.

"Интересно, в столице дают более качественное образование, чем в провинции? Зачем так разделять людей? ", - задается вопросом Ольга из Петрозаводска.

"Почему так происходит? Почему на федеральном уровне нельзя поднять доплаты до 5 тысяч? Пока Москва и другие крупные города будут так делать, в регионах будет кадровый голод. Куда смотрят руководители министерства просвещения? ", - недоумевает Владимир.

"Коллеги, наверное, мы в провинции работаем в 6 раз хуже, чем в Московской области и в 10 раз хуже, чем в Москве! И как научиться так работать, чтобы столько платили? " - риторический вопрос от Татьяны из Кировской области.

Еще сообщения о зарплате в регионах.

"Мурманск - стабильно не индексируется. Оклад 8900 ", - Снежана.

"Ульяновск. 7900. Многие увольняются ", - Нина.

"Сейчас принесли новый приказ - увеличили оклады, при этом свели к минимуму все остальные доплаты, в результате получать будем меньше. Да здравствует повышение! ", - Елена, Воркута.

Людмила, педагог дополнительного образования из Оренбургской области, прислала нам Exсel-таблицу "Оперативная информация о размере среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций за январь-июль с учетом отпускных 2018 года (по сведениям муниципальных образований)". Согласно ей, в среднем по области зарплата составила 28 321 рубль. Самая низкая - 20 367 рублей - в Шарлыкском районе. Самая высокая - 31 590 рублей - в Оренбургском районе.

На связи – СПО

Нам пишут не только учителя школ, но и преподаватели колледжей и техникумов. Так, в самом начале нового учебного года мы получили два письма о ситуациях, которые сложились в организациях СПО.

"Я работаю в колледже. Бывший техникум, где я работала, объединили с профтехучилищем. Теперь у нас 2 корпуса в самых разных концах города. В корпусе бывшего училища обучаются 200 человек. У нас в прошлом году - 1200. Но с объединением решили, что главный корпус у нас - училище (оно губернаторское). И после этого началось... Весь руководящий состав техникума был снят. На их места пришли: генеральный директор (это в бюджетной-то организации!) <...> Все решает гендиректор. И есть еще куча замов генерального. Коллективный договор подписала от лица всего коллектива одна из них. Наш кампус отказался подписывать (педсостав и профсоюз). Только это не имеет никакого значения.

Не буду описывать, что у нас творится, но расскажу про зарплату. Мы работаем в районе с северным и дальневосточным коэффициентом. Т.е. все, что получилось, нужно умножить на 2 (грубо). Это 50% доплаты. Так вот, мне увеличили оклад на 3%. Он у меня 7043. У уборщиц нашего заведения его повысили до 11 тысяч. Я, работая на 1,5 ставки, с 25% выслуги (которые идут только на одну ставку) + доплата за мастера 1600 + заведование кабинетом 400-600 р. <...> получала 32000 (это с северными и районными чистыми на руки). Это много, скажете вы? Посчитайте тогда, сколько я получу на одну ставку. 7043×2=14086. И минус 13% подоходного. Меньше, чем уборщицы. Интересно, правда? Это наша политика руководства. Вы же на руки получаете больше? Ну да. Правда, я с дипломниками сижу до 19-21 ч. И кучу документов [пишу] ночью. Пишу кучу отчетов каждый месяц. Хожу на педсоветы и повышаю свою квалификацию в свободное от занятий время. Работаю по субботам и готовлю разные конкурсы и мероприятия. Кто-то скажет: "Иди в уборщицы". Спасибо за совет. Получается, я - человек с 2 высшими образованиями, 2 дополнительными профпереподготовками зря получала образование. И кто будет учить детей, если все педагоги уйдут в уборщицы? Очень грустно. Обидно за свой труд и как его ценят ".

"Добрый день, я преподаватель в медицинском колледже, и хотел бы поинтересоваться, почему преподавателем СПО не поднимают зарплату, а точнее, с каждым годом она становится меньше. Когда я пришёл в подмосковный колледж я получал 18 500 р., потом зарплата упала до 15 500 р.. Пришлось взять кураторство, чтобы выровнять зарплату до 17 500 р. ".

В ответ на одну из публикаций мы получили и такой комментарий: "Учительская газета" переходит на сторону оппозиции. Ведь тот, кто говорит правду в нашей стране - подкупленный западом оппозиционер" .

Дорогие читатели, "Учительская газета" – независимое педагогическое издание. Газета никогда не стояла на чьей-то стороне и не переходила на другую. Мы занимаемся журналистикой и стремимся к правде, какой бы она ни была. И верим, что, в том числе с вашей помощью, сможем составить объективную картину происходящего.